Защита деловой репутации
Опороченная деловая репутация компании или физического лица может быть защищена в суде. Для этого лицо, пострадавшее от распространения ложных сведений, составляет и направляет в суд иск о защите деловой репутации, опровержении фактов, ставших основанием для судебного разбирательства, а также о возмещении материального ущерба, вызванного публикацией.
Что такое деловая репутация
Законодательство РФ не дает точного определение термину «деловая репутация». При этом гражданское законодательство устанавливает право лица (как физического, так и юридического), защищать свою деловую репутацию. Этот термин близок понятиям «честь» и «достоинство», однако он связан с профессиональными качествами и предпринимательской деятельностью лица.
По общему определению, деловая репутация – нематериальная ценность, представляющая собой совокупную оценку деятельности компании, ИП, общественной организации, государственного органа или физического лица. Другими словами – это имидж субъекта предпринимательской или иной деятельности, сложившийся в глазах общественности.
Когда можно защитить деловую репутацию
Защита чести и деловой репутации производится на основании ст. 152 ГК РФ. Данная правовая норма устанавливает, что защитить свою деловую репутацию можно при совокупности обстоятельств:
- была распространена ложная информация;
- указанные сведения порочат деловую репутацию субъекта;
- лицо, распространившее информацию, не может доказать ее правдивость.
Способы распространения сведений, порочащих репутацию, различны. С точки зрения закона распространением информации является:
- трансляция по ТВ или радио;
- публикация в печатных СМИ;
- публикация в интернете, например, в социальных сетях;
- публичное заявление;
- сообщение в частной переписке или беседе.
Чтобы информация считалась распространенной, достаточно, чтобы ее прочитал или услышал хотя бы один человек. При этом вся размещенная в интернете информация считается публичной, даже если негативный отзыв не прочитал ни один человек.
Также нужно доказать порочащий характер заявления. Суды откажут в иске, если ответчик высказал личное мнение о компании или физическом лице. Оценочные суждения не наказуемы – если какое-либо лицо заявило, что ему не понравилась услуга или выполненная работа, за такое высказывание нельзя привлечь к ответственности.
Необходимо, чтобы ответчик заявил конкретные ложные факты, например, о нарушении истцом закона, норм морали, деловой этики и т. д. Нередко для доказательства того, что ответчик заявил факт, а не высказал суждение, приходится проводить лингвистическую экспертизу.
Третье обстоятельство – это ложность информации. Например, если было заявлено, что истец нарушает закон, а ответчик не может этого доказать, такие сведения считаются ложными. Но верно и обратное – если клиент получил бракованный товар и заявил об этом публично, репутации компании не может быть нанесен ущерб, если у ответчика есть доказательства низкого качества полученной продукции.
Как подготовиться к судебному разбирательству
Юридическая защита деловой репутации производится через суд. Поэтому лицу, чьей репутации был нанесен ущерб, нужно подготовиться. Сначала зафиксировать то, что информация была распространена. Если сведения были опубликованы в интернете, нужно сделать скриншот страницы или сохранить ее в виде файла. Если информация была опубликована в печатном СМИ, нужно сохранить экземпляр газеты или журнала со статьей или заметкой.
Затем следует заверить источник порочащей информации у нотариуса. Если мнение было опубликовано в интернете, нотариусу необходимо убедиться, что сведения выложены публично. После этого он заверит конкретные веб-страницы, на которых содержатся порочащая информация.
Следующий шаг – направление претензии собственнику ресурса с требованием удалить ложные факты. Для оформления претензии могут понадобиться услуги юриста, так как этот документ можно будет впоследствии использовать в суде в качестве доказательства. В большинстве случаев владелец интернет-ресурса и автор высказывания – разные лица. Путем обращения к собственнику ресурса можно добиться, чтобы информация была удалена. Если личность автора установлена или он одновременно является и владельцем ресурса, можно добиться публикации опровержения путем переговоров.
Защита и восстановление репутации в суде
При обращении в суд с исковым заявлением важно определить правильную подсудность дела. Подобные иски ;рассматриваются в арбитражном суде или в суде общей юрисдикции. Подсудность дела зависит от юридического статуса участников разбирательства. Если истец и ответчик – компании, дело рассматривается арбитражным судом, если физические лица – судом общей юрисдикции. Ситуация сложнее, если состав участников разбирательства разнородный. В таком случае определяющим является юридический статус истца:
- если истец – компания, а ответчик – физлицо, то иск подается в арбитражный суд;
- если истец – физическое лицо, а ответчик – юридическое, то дело рассматривает суд общей юрисдикции;
- если истец – юридическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, то иск рассматривается судом общей юрисдикции вне зависимости от статуса ответчика.
Исковое заявление подается к автору высказывания. Если его личность не удалось установить, ответчиком может быть владелец ресурса, на котором оно было опубликовано. Также допускается процессуальное соучастие, когда иск подается и к автору высказывания, и к владельцу ресурса.
В ходе судебного разбирательства истцу нужно доказать наличия оснований для обращения в суд: ложность информации, ее порочащий репутацию характер, распространение сведений публичным способом. Также нужно доказать, что:
- доверие к репутации было подорвано;
- в результате распространения ложных сведений наступили неблагоприятные последствия, например, снижение потока клиентов, разрыв сотрудничества с контрагентами.
В таком случае истец может добиться не только удаления ложных сведений и публикации опровержения, но и возмещения убытков, которые возникли по вине ответчика. Для этого придется доказать прямую связь между распространением ложных сведений и возникновением убытков. Также если истцом является физическое лицо, оно дополнительно может потребовать компенсации морального вреда.
Судебная защита деловой репутации – непростая задача. Истцу придется взвесить пользу и вред от разбирательства, так как судебный спор с клиентом может негативно влиять на имидж компании. Также нужно правильно составить исковое заявление, доказать, что репутации был нанесен ущерб и это повлияло на материальное положение истца.