Стандарт доказательства prima facie или как снизить стандарт доказывания и перераспределить бремя доказывания на оппонентов по сомнительным сделкам
Prima facie – латинское выражение, означающее «на первый взгляд». В юриспруденции чаще всего его используют в контексте выражения «доказательства prima facie».
Доказательства prima facie — это весьма важный стандарт, пользующейся большой популярностью у юристов по всему миру и набирающий популярность у судов российской системы, хотя они явно не упоминают данное выражение в своих решениях.
Доказательства prima facie — это доказательства, которые считаются надлежащими, если они не опровергаются, или, как говорят, это очевидные и достаточные доказательства, кажущиеся достоверными при отсутствии их опровержения.
Есть ряд судебных споров, где, по общему правилу, Истец в первую очередь должен представить суду доказательства своей позиции, например, по делам с сомнительными сделками (признании сделок мнимыми или притворными). Именно большая информированность Ответчиков об истинных мотивах заключения сделок свидетельствует о неравенстве доказательственных возможностей Истца и Ответчиков и нарушение баланса равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации). Истец потенциально лишён возможностей собрать и представить бесспорные доказательства о мнимости сделки, и если переложить бремя доказывания значимых обстоятельств на Ответчиков, то произойдёт восстановления баланса возможностей Истца и Ответчиков.
По делам с сомнительными сделками (признании сделок мнимыми или притворными), суды исходят из того, что Истец объективным образом ограничен в предоставлении доказательств, поэтому предъявление к ним высокого стандарта доказывания привело бы к неравенству. Поэтому при рассмотрении подобных споров Истцу достаточно представить суду доказательства prima facie, подтвердив существенность сомнений, при этом другой стороне Ответчикам, настаивающей на законности сделки не должно составлять затруднений опровергнуть указанные сомнения, поскольку именно Ответчики должны обладать всеми доказательствами своих правоотношений и законности сделки.
Например, в одном споре по заявлению Публичного акционерного общества Банк «ФК Открытие», Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 28.04.2017 по делу № 305-ЭС16-19572, А40-147645/2015 указала:
"Возможность конкурсных кредиторов в деле о банкротстве доказать необоснованность требования другого кредитора, подтвержденного решением третейского суда, обычно объективным образом ограничена, поэтому предъявление к ним высокого стандарта доказывания привело бы к неравенству таких кредиторов. При рассмотрении подобных споров конкурсному кредитору достаточно представить суду доказательства prima facie, подтвердив существенность сомнений в наличии долга. При этом другой стороне, настаивающей на наличии долга, присужденного третейским судом, не должно составлять затруднений опровергнуть указанные сомнения, поскольку именно она должна обладать всеми доказательствами своих правоотношений с несостоятельным должником.
Кроме того, в противном случае на конкурсного кредитора налагалось бы бремя доказывания отрицательного факта, что недопустимо с точки зрения поддержания баланса процессуальных прав и гарантий их обеспечения.
Поведение участников гражданского оборота, фактически направленное на создание искусственной задолженности, при отсутствии доказательств обратного, представляет собой использование юридических лиц для целей злоупотребления правом, то есть находится в противоречии с действительным назначением юридического лица как субъекта права. В равной степени такие действия являются и формой незаконного использования третейского разбирательства, поскольку направлены не на обращение к третейскому суду как средству разрешения спора согласно его правовой природе, а на использование третейского разбирательства в целях злоупотребления правом. Такие интересы судебной защите не подлежат".
Истцу не стоит рассчитывать только на стандарт доказывания prima facie, ведь как указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 28.02.2018 по делу N 308-ЭС17-12100, А32-1593/2016 стандарт доказывания prima facie не предполагает полного освобождения Истца от обоснования сомнений, свидетельствующих о злоупотреблениях со стороны участников разбирательства. Стандарт доказывания prima facie предполагает, среди прочего для Истца, в случаях наличия весомых оснований опасаться того, что поведение участников разбирательства направлено на злоупотребление правом в иных формах, необходимость обосновать наличие таких весомых оснований и обосновать возникшие сомнения.
Мы прекрасно пониманием, что суд действует субъективно в применении стандарта доказывания prima facie и также субъективно анализирует наличие представленных Истцом весомых обстоятельств. Но при этом судам необходимо применять стандарт доказывания prima facie с надлежащей осторожностью, убеждаясь в соблюдении законных интересов Истца и Ответчиков.