Как искусственный интеллект помогает юристу в работе
Искусственный интеллект (ИИ) активно проникает во все сферы человеческой жизни, и юриспруденция не стала исключением. Если отечественные юристы еще только присматриваются к нейросетям, то зарубежные юридические компании вовсю используют возможности ИИ.
Стоит ли подключать к своей работе искусственный интеллект?
Для ответа на данный вопрос рассмотрим возможности сервисов ИИ:
- Работа с текстами. Она включает в себя генерацию, обработку, редактирование, перевод, упрощение текстов, составление выводов, расшифровку аудиозаписей. Данные функции полезны, в частности, для составления шаблонных писем, ответов на распространенные вопросы.
- Работа с договорами. ИИ вполне способен «перевести» сложный юридический текст на «бытовой» язык и обратно, упростить формулировки, найти термины по исходному описанию.
- Анализ. Сервисы ИИ работают намного точнее обычных поисковиков, поэтому их можно использовать, например, для поиска ответов на нестандартные или неконкретные вопросы.
- Решение иных задач. В частности, ИИ может быть полезен для составления скриптов для Word и Excel, создания презентаций из текстов и т.д.
Результат использования сервисов ИИ во многом зависит от промтинга, под которым понимается процесс формулирования запросов для получения наилучших ответов. Общие рекомендации таковы: дробление сложного алгоритма на несколько простых шагов, отсечение лишнего текста, устранение грамматических ошибок, использование корректной юридической терминологии. Существует несколько техник промтинга, в частности, для улучшения качества можно приводить примеры выполненной задачи, присвоить сервису определенную роль или использовать иностранный язык.
Заменит ли искусственный интеллект юриста?
На данном этапе искусственный интеллект однозначно не в состоянии полностью заменить «живого» юриста. Даже самые современные сервисы могут апеллировать устаревшей информацией, ссылаться на утратившие силы законы и даже «придумывать» источники — научные статьи и судебные решения. К тому же сервисы не в состоянии мыслить, как человек, проводить глубокий анализ норм и факторов. Особенно это касается ситуаций, требующих учета одновременно нескольких норм (общих и специальных), понимания таких сложных категорий, как «добросовестность», «честь», «достоинство», «репутация» и т.д.
Еще один важный момент: поскольку большинство компаний-разработчиков сервисов ИИ находятся в недружественных странах, конфиденциальность вводимых данных не может быть гарантирована. Поэтому использовать искусственный интеллект не стоит для обработки секретной информации.
Таким образом, ИИ способен освободить юристов от массы рутинных и однообразных задач, сэкономить время и силы, а также взглянуть на какую-либо ситуацию под другим углом. Однако для решения сложных юридических вопросов не обойтись без «человеческого» разума. И совершенно точно ИИ не способен заменить юриста в судах или на переговорах.