Решение УФАС о необходимости троекратного объявления предложения, являющегося наименьшим по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения

  РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12521/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.10.2025                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

С.А. Шелковой — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

М.А Сдвижкова — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

А.М. Калачевой — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видео-конференц-связи представителей ООО «ГД» в лице Молохина С.И., действующего на основании доверенности от 05.10.2025 б/н, Лукьяненко Р.В., действующего на основании доверенности от 15.10.2025 б/н, представителя Управы района Лианозово города Москвы Кобякова В.В., действующего на основании доверенности от 07.04.2025 № 438,

рассмотрев жалобу ООО «ГД» (далее – Заявитель) на действия Управы района Лианозово города Москвы (далее – Организатор торгов) и ООО «ТГ» при проведении отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. Илимская, дом 1В, корпуса 1,2,3 (извещение

№ 21000033850000000056, лот №1, далее — Торги) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

 В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Оспариваемые Торги проводятся на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О Порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В свою очередь, Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — Правила).

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданных Заявителем жалоб на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоб на обязательные в силу закона.

Комиссия установила, что 28.08.2025 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://torgi.gov.ru/new/public размещена информация о проведении Торгов.

Дата и время начала подачи заявок: 29.08.2025 в 10:00. Дата и время окончания подачи заявок: 30.09.2025 в 10:00.

Согласно   доводам   жалобы   Заявитель   оспаривает   допуск   заявки   ГБУ

«Жилищник района   Лианозово»   до   участия   в   Торгах в   связи   с   наличием неоплаченных административных      штрафов   и   отсутствием   квалификационного аттестата должностного лица указанного участника.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение Организатором торгов процедуры проведения Торгов.

Организатор торгов с доводом жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Относительно довода жалобы об оспаривании допуска заявки ГБУ

«Жилищник района Лианозово» на участие в Торгах в связи с отсутствием квалификационного аттестата Комиссией установлено следующее.

Заявитель указывает, что в составе заявки ГБУ «Жилищник района Лианозово» не представлен квалификационный аттестат руководителя или иного уполномоченного лица, что не соответствует положениям пункта 15 (1) Правил и части 1 статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Комиссия, в свою очередь, отмечает следующее.

В силу пункта 17 Правил проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в пункте 15 Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 Правил «претендент» - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.

Следовательно, претендентом в рамках положений Правил выступает непосредственно общество, а не его должностное лицо.

Комиссия отмечает, что согласно подпункту 2 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе:

- копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

Аналогичные требования установлены в пункте 3.3.1 Документации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимый для участия в конкурсе по отбору управляющей организации.

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

1)       непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2)       несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3)   несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Согласно пункту 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил, не допускается.

Комиссией установлено, что ГБУ «Жилищник района Лианозово» представлена действующая лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

При этом Комиссия отмечает, что выдача лицензии на право осуществлять деятельность по управлению МКД производится на основании заявления, направленного в лицензирующий орган, в данном случае органы ГЖИ субъекта РФ (Мосжилинспекция).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ

«О лицензировании отдельных видов деятельности» к заявлению о выдаче лицензии на право осуществлять деятельность по управлению МКД прилагается, в том числе копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

Таким образом, требование о наличии указанного квалификационного аттестата является требованием к соискателю указанной лицензии.

Следовательно, наличие у участника процедуры торгов действующей лицензии на право осуществления деятельности по управлению МКД предполагает наличие квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

С учетом того, что к заявке ГБУ «Жилищник района Лианозово» приложены, в том числе лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка ГБУ «Жилищник района Лианозово» содержит документ, подтверждающий соответствие претендента установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

Учитывая указанные обстоятельства, непредставление в составе заявок на участие в конкурсе квалификационного аттестата руководителя в виде отдельного документа при наличии у участника действующей лицензии на право осуществления деятельности по управлению МКД не нарушает требования, установленные пунктом 15 Правил и не может является основанием не допуска к участию в конкурсе ввиду отсутствия соответствующего основания для отклонения заявки в пункте 18 Правил.

Кроме   того,   Комиссия   отмечает,   что   информация   о   наличии квалификационного аттестата является открытой и публикуется на официальном сайте https://www.mos.ru/mgi.

Согласно Реестру квалификационных аттестатов, размещённому на вышеуказанном сайте, сведения о наличии у директора ГБУ «Жилищник района Лианозово» Ролдугина Н.В. квалификационного аттестата имеются.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствовали основания для отклонения заявки ГБУ «Жилищник района Лианозово» по причине несоответствия ГБУ «Жилищник района Лианозово» требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 15 Правил.

При этом ссылку Заявителя в обоснование заявленной правовой позиции на решение антимонопольного органа от 15.07.2025 по делу № 077/07/00-8410/2025 Комиссия оценивает критически, поскольку в рамках указанного дела оценка проводилась в рамках конкретных фактических обстоятельств. Кроме того, как уже было установлено, непредставление в составе заявки на участие в конкурсе квалификационного аттестата руководителя при условии предоставления действующей лицензии на право осуществления деятельности по управлению МКД не нарушает требования, установленные пунктом 15 Правил.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно довода жалобы об оспаривании допуска заявки ГБУ

«Жилищник района Лианозово» на участие в Торгах в связи с наличием неоплаченных административных штрафов Комиссией установлено следующее.

Заявитель указывает, что на момент рассмотрения заявок в ГИС ЖКХ содержались следующие сведения о неоплаченных штрафах в отношении ГБУ

«Жилищник района Лианозово»:

Номер постановления

Дата

Сумма (руб.)

Основание

Статус

1

770053587

16.09.2025

100000

ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Не оплачено

2

770053848

25.09.2025

300000

ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Не оплачено

3

770053590

16.09.2025

300000

ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Не оплачено

 

Таким образом, по мнению Заявителя, заявка БУ «Жилищник района Лианозово» подлежала отклонению в связи с нарушением подпункта 8) пункта 15 Правил.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что на момент рассмотрения заявок сведения о наличии у ГБУ «Жилищник района Лианозово» задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами отсутствовали, в связи с чем заявка ГБУ «Жилищник района Лианозово» не подлежала отклонению по указанному основанию.

Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом 8) пункта 15 Правил при проведении конкурса устанавливается следующее требование к претендентам: отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (10 суток со дня вручения или получения копии постановления), либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Из представленных в адрес Комиссии документов не представляется возможным сделать вывод о дате вступления в силу указанных Заявителем постановлений о наложении административного штрафа в законную силу, а также о факте обжалования указанных постановлений.

При этом Комиссии отмечает, что в случае получения ГБУ «Жилищник района Лианозово» указанных Заявителем постановлений о наложении административного штрафа в день их вынесения, то есть 16.09.2025 и 25.09.2025, соответственно, окончание срока для их оплаты и возникновение задолженности по уплате указанных сумм штрафов лицом, привлеченным к административной ответственности, наступило бы позже срока рассмотрения заявок на участие в спорной процедуре торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствие у ГБУ «Жилищник района Лианозово» задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на момент рассмотрения заявок, поданных на участие в Торгах, а, следовательно, о необоснованности доводов жалобы Заявителя в указанной части.

Вместе с тем, относительно довода Заявителя о нарушение Организатором торгов процедуры проведения Торгов Комиссией установлено следующее.

Заявитель указывает, что Организатором торгов в нарушений положений Правил были подведены итоги Торгов без трехкратного объявления последнего предложения, в связи с чем Заявитель был лишен возможности подать новое ценовое предложение.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что на Торгах сложилась ситуация, в которой оба участника процедуры подали одинаковое ценовое предложения, в связи с чем победителем был признан участник, подавший свою заявку на участие в Торгах раньше, то есть ГБУ «Жилищник района Лианозово», что соответствуют порядку проведения Торгов, определенному Правилами.

Комиссия, изучив представленные документы, отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 76 Правил Участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента (далее - предложение).

В случае если после троекратного объявления предложения, являющегося наименьшим по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения (относительно указанного в извещении о проведении конкурса), ни один из участников конкурса не сделает иное предложение по снижению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, конкурсная комиссия объявляет о признании победителем конкурса участника конкурса, сделавшего последнее предложение.

В силу пункта 77 Правил при проведении конкурса допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса. В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10 процентов конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан уменьшить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.

Согласно пункту 78 Правил в случае если несколько участников конкурса предложили одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, победителем конкурса признается участник конкурса, подавший первым заявку на участие в конкурсе.

Аналогичные требования установленные в пунктах 7.1.3 и 7.1.5 Документации.

Таким образом, в силу прямого толкования Правил, после троекратного объявления членом комиссии Организатора торгов ставки, в случае если несколько участников конкурса предложили одинаковый размер, победителем должен быть признан первый участник, подавший свою заявку на участие в Торгах.

Изучив аудиозапись подведения итогов Торгов от 02.10.2025, Комиссия установила следующее.

Заявителем была предложена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 45,56 руб./м², что составило снижение на 0,2% от начальной ставки (45,65 руб./м²).

ГБУ «Жилищник района Лианозово» повторило предложение Заявителя по плате за содержание и ремонт жилого помещения в размере 45,56 руб./м², после чего член комиссии Организатора торгов перешел к подведению итогов, примемни в положения пункта 78 Правил, в связи с чем победителем было признан ГБУ

«Жилищник района Лианозово» как участник, подавший первым заявку на участие в конкурсе.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что после подачи ГБУ «Жилищник района Лианозово» предложения по плате за содержание и ремонт жилого помещения в размере 45,56 руб./м² членом комиссии Организатора торгов в нарушение положений Правил не было осуществлено троекратного объявления предложения, являющегося наименьшим по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, в следствие чего Заявитель был лишен возможности подать новое предложение по плате за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае Организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, установленный совокупностью положений пунктов 76-78 Правил.

При этом подведение итогов процедуры Организатором торгов только с учетом правил пункта 78 Правил без учета положений пункта 76 Правил основано на неверном толковании Организатором положений пункта 78 Правил.

При этом ссылка Организатора торгов в обоснование заявленной правовой позиции на решение антимонопольного органа от 03.06.2025 по делу № 077/07/00- 6742/2025 Комиссия оценивает критически, принимая во внимание иные фактическими обстоятельствами в рамках указанного дела, а также неверное толкованием содержания данного решения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком порядка проведения Торгов, установленного пунктами 76, 78 Правил, об обоснованности доводов жалобы в указанной части, а следовательно, о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

В отношении дополнительных доводов Заявителя об оспаривании допуска заявки ГБУ «Жилищник района Лианозово» в связи с наличием задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, заявленных устно на заседании Комиссии, Комиссия отмечает следующее.

Порядок подачи жалобы на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, поскольку Заявителем не соблюден указанный порядок в отношении указанных дополнительных доводов, у Комиссии отсутствуют основания для рассмотрения таковых в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом

3.1   части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 РЕШИЛА

 1. Признать   жалобу   Заявителя   на   действия   Организатора   торгов   при проведении Торгов частично обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 76, 78 Правил.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

   Председательствующий комиссии                                                           С.А. Шелкова

 

 

 

Новости
Есть не решенные вопросы?
Мы можем помочь! Оставьте заявку или закажите обратный звонок.
img
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Адрес:
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 2 , оф. 306
г. Пушкино, 1-й Некрасовский пр-д., д. 6
г. Чехов, ул. Чехова, д. 20 Б, оф. 107
Время работы:
Понедельник - Пятница:  9:00 - 18:30
Суббота: 9:00 - 16:30
Воскресенье: Выходной
Реквизиты:
ИП Молохин Сергей Игоревич
ОГРНИП: 318505000003364
ИНН: 503809464502
Почтовый адрес: 141202, Московская область, город Пушкино, микрорайон Серебрянка, дом 46, квартира 454
Контакты:
+7 (495) 846-66-10 info@mc-law.ru
Мы в соц. сетях: