Порядок рассмотрения налоговых споров в суде
Налоговые судебные споры возникают между налогоплательщиком и органом власти, начисляющим и взимающим налоги. Предметом такого спора является решение ФНС или действие ее должностного лица.
Что такое налоговый спор
Налоговый спор – разбирательство между налогоплательщиком и государством в лице Федеральной налоговой службы или Федеральной таможенной службы, а также должностными лицами указанных служб. В качестве налогоплательщика могут выступать:
- физические лица, включая налоговых резидентов и нерезидентов;
- организации – частные, государственные и муниципальные.
Также в налоговом споре может участвовать налоговый агент – лицо, не являющееся налогоплательщиком, однако обязанное рассчитывать и перечислять налог государству. Типичным налоговым агентом является работодатель относительно зарплаты работника – он рассчитывает и перечисляет НДФЛ сотрудника, однако формально не является его плательщиком.
Налоговый спор между указанными сторонами всегда возникает исходя из правоотношений, касающихся начисления, введения или взимания налогов и налоговых сборов. Спор данной категории почти всегда инициируется налогоплательщиком или агентом. Причиной этого является то, что налоги начисляются императивно – ФНС не требуется судебное решение, чтобы взимать сборы с участника налоговых правоотношений. В свою очередь, налогоплательщик может оспорить начисленные ему сборы не только с помощью подачи жалобы, но и оспаривания действий и решений ФНС в суде.
Подсудность налоговых споров
По своей сути налоговый спор относится к отрасли административного права, регулирующего правоотношения между властными органами, с одной стороны, и гражданами или организациями – с другой. Однако так как административные суды в Российской Федерации отсутствуют, дела об обжаловании решений органов власти регулируются несколькими законами и рассматриваются разными судами.
Подсудность дел данной категории зависит от юридического статуса налогоплательщика и сущности самого юридического конфликта. В соответствии с положениями КАС РФ, иски граждан, касающиеся оспаривания действий ФНС и ФТС, рассматриваются судами общей юрисдикции. В таком случае иск нужно подавать в районный суд.
Если спор проистекает из предпринимательской либо другой экономической деятельности, заявление рассматривается в арбитражном суде, даже если заявителем является физическое лицо. В таком случае заявление должно быть подано в арбитражный суд субъекта РФ.
Когда можно обратиться с жалобой на ФНС
Перед обращением в суд заявитель должен сначала обжаловать решение в административном порядке. Это означает, что ему необходимо подать жалобу на ФНС в вышестоящий орган. При этом жалоба подается через орган, на чье решение жалуется заявитель, а тот направляет ее выше по инстанции.
Жалобу можно подать в течение месяца после вынесения оспариваемого решения. Срок рассмотрения жалобы – 1 месяц с даты получения, он может быть продлен еще на месяц. В случае отказа в удовлетворении изложенных в жалобе требований или отсутствия ответа допускается судебное разрешение спора.
Порядок рассмотрения споров
Обжалование решений властных органов производится в порядке, установленном Гл. 24 АПК РФ. Заявление может быть подано в течение 3 месяцев после того, как истец узнал о нарушении своих прав. Фактически, у него есть 3 месяца на обращение в суд после получения ответа от вышестоящего органа ФНС. В случае пропуска этот срок можно восстановить, если на то есть уважительные причины.
Разрешение налоговых споров в суде имеет некоторые особенности:
- жалоба рассматривается одним судьей;
- решение должно быть вынесено в течение 3 месяцев с даты принятия заявления;
- разбирательство может происходить в отсутствие ответчика;
- на ответчика возложена обязанность по доказыванию законности решения, ставшего предметом обжалования.
В остальном порядок рассмотрения споров по делам данной категории стандартный, так как обжалование осуществляется по тем же правилам, что и исковое производство. Истец должен подготовить заявление, в котором оспаривается решение государственного органа. В заявлении должны быть указаны:
- реквизиты суда, истца и ответчика;
- описание сути спора;
- требования истца с обоснованием в виде ссылок на нормы закона и имеющиеся у истца доказательства.
К заявлению прикладываются документы, которыми истец обосновывает свои требования, включая всю переписку с налоговыми органами, а также ходатайство с просьбой приостановить действие налогового акта, являющегося предметом спора.
Также к заявлению следует приложить подтверждение направления копий заявления в отделение налоговой службы и третьим лицам, участвующим в деле, а кроме того – доверенность, если жалобу подает представитель истца. Государственная пошлина за ее подачу не предусмотрена, так что прикладывать квитанцию об ее оплате не нужно.
Если заявление составлено юридически грамотно, к нему приложены нужные документы, правильно выбрана подсудность, суд принимает заявление к производству. После этого дело назначается к судебному разбирательству и определяется дата предварительного судебного заседания. Оно назначается для решения процессуальных вопросов, установления достаточности доказательств по делу, а также доведения до сторон возможности решить вопрос с помощью мирового соглашения.
Затем назначается основное судебное разбирательство. Оно может состоять из нескольких заседаний, которые проводятся в том же формате, что и заседания по исковым заявлениям. Судья изучает доказательства сторон, заслушивает из разъяснения и доводы, вызывает свидетелей, если они имеются. После окончания основного разбирательства суд выносит решение. Он может удовлетворить заявление или отказать в нем, признав решение налогового органа законным или нет. Если ни одна из сторон не обжалует решение суда, оно вступает в силу в течение месяца после вынесения.
Зачем нужна юридическая консультация
Спор с органом государственной власти, в том числе судебный, требует от заявителя безукоризненной подготовки к разбирательству. Несмотря на то, что обязанность доказывания законности решения возложена на ФНС, исход дела зависит и от доводов заявителя. Кроме того, ему нужно обязательно соблюсти всю процедуру обжалования, в том числе предъявить доказательства неправомерности акта ФНС. Помочь в этом может юридическая консультация, предоставить которую готовы специалисты компании «Метрикс».