Хозяйственные споры: что такое, виды и причины
Хозяйственные споры (еще называют экономическими) – представляют собой конфликты, которые возникают между компаниями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в ходе коммерческой деятельности. Примерами могут являться разногласия между партнерами, компанией и клиентами, работодателем и сотрудником. Важное условие хозяйственного спора – имущественные последствия для одной из сторон.
Виды хозяйственных споров
Экономические споры охватывают разные сферы деятельности бизнеса. Разрешение хозяйственных споров требует особых подходов рассмотрения, переговоров и урегулирования. Наиболее распространены следующие виды споров:
- Договорные – связаны с нарушением исполнения условий договоров между партнерами (задержка поставок, недостача товаров, ущербы при аренде имущества);
- Долговые – конфликты по взаиморасчетам, восстановлению кредиторской задолженности;
- Налоговые – несогласие с налоговой инспекцией по вопросам начисления, возмещения налогов, получения налоговых льгот;
- Потребительские – связаны с продажей некачественной продукции, ненадлежащим оказанием услуг, возвратом товаров;
- Трудовые – конфликты с персоналом по вопросам оплаты труда, компенсаций, невыполнению должностных обязанностей, несоблюдению дисциплины;
- Конкурентные – связаны с недобросовестной конкуренцией, нарушением антимонопольного законодательства;
- Споры о правах на недвижимость и интеллектуальную собственность;
- Претензии к государству – связаны с оспариванием действий представителей власти, размеров пеней и штрафов, компенсацией убытков и т. д.
В договорных отношениях действует правило претензионного порядка. По его регламенту несогласная сторона сначала уведомляет партнера письменным заявлением с требованием выполнить условия соглашения или устранить ошибки. Так у контрагентов появляется шанс на урегулирование хозяйственных споров в досудебном порядке. В случае разногласий стороны прибегают к услугам медиатора – посредника, который способствует примирению участников конфликта. При отсутствии возможности мирного разрешения интересов спор переносится в зал суда.
Решение хозяйственных споров в судебном порядке
По законодательству, экономические споры рассматриваются в арбитражных судах, которые защищают права юридических лиц, предпринимателей, госорганов, в редких случаях – физических лиц. Если одна из сторон не согласна с решением по хозяйственному спору, она может обжаловать его в Верховном суде РФ.
Разрешение конфликта происходит в следующем порядке:
- Подготовка документов. Требования арбитражного суда к качеству доказательной базы по сравнению с судом общей юрисдикции более строгие. Чтобы склонить судью в свою пользу, истец должен подтвердить свою правоту с помощью копий договоров, платежных поручений, выписок, экспертиз и т. д.
- Подача искового заявления. Содержание и форма документа рекомендованы ст. 125 АПК РФ, но написать его можно и в свободной форме. Если заявление составлено неправильно, делу не дадут ход до устранения ошибок. Также суд откажет в рассмотрении, если со дня нарушения интересов истца прошло 3 года.
- Предварительное слушание. Это процессуальное рассмотрение споров хозяйственным судом, во время которого определяется характер разногласий, уточняется список доказательных документов. На этом этапе суд может склонить стороны к мирному урегулированию с помощью медиатора.
- Судебное заседание (одно или несколько). В его ходе стороны отстаивают свои интересы, предъявляют доказательства, привлекают свидетелей, отвечают на вопросы участников процесса.
- Вынесение решения. После рассмотрения дела суд либо соглашается с правотой одного из участников, либо предлагает компромисс для обеих сторон. Он назначает срок исполнения решения с даты его вступления в силу. Если проигравшая сторона отказывается выполнять условия, ее принуждают к этому с помощью штрафа – например, процентов за каждый день просрочки. Чтобы получить такую компенсацию, взыскатель должен направить заявление с обоснованием размера суммы в суд.
Срок производства хозяйственных споров составляет 6 месяцев с даты подачи искового заявления. Но если дела отягощены большой доказательной базой, сложными экспертизами, ходатайствами о продлении сроков, рассмотрение может продлиться до 9 месяцев и более.
Разрешение хозяйственных споров в «Метрикс»
Нарушены интересы в ходе коммерческой деятельности? Нужно защитить деловую репутацию, отстоять позицию в отношениях с клиентами, сотрудниками, контрагентами? «Метрикс» предлагает услуги юриста по урегулированию экономических споров с помощью посредничества и в суде.
Квалифицированные специалисты разработают стратегию защиты, помогут собрать доказательную базу, грамотно составить досудебную претензию, исковое заявление, подать апелляцию. Юристы «Метрикс» знают Арбитражный процессуальный кодекс, антимонопольное, налоговое, трудовое законодательство и готовы помочь клиентам быстро и грамотно отстоять интересы бизнеса в суде.