Как правильно писать жалобу
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на обращение в государственные органы. Обратиться можно в заявительном порядке, а также путем составления жалобы. Чтобы обращение было принято к рассмотрению, необходимо соблюсти его правильную структуру.
Требования к жалобе
Установленной формы подачи жалобы не существует. Она подается на бумажном носителе или в электронном виде. В законе о работе с обращениями граждан указаны структура и содержание жалобы – при их соблюдении она будет рассмотрена.
В обращении необходимо указать:
- Наименование государственного (муниципального) органа, в который направляется жалоба – если это подготовка жалоб в суд, то указывается точное наименование судебного участка.
- Если обращение адресовано конкретному государственному служащему, указываются его инициалы.
- Фамилия, имя, отчество адресанта (отправителя) жалобы. Также необходимо прописать контакты для обратной связи – почтовый адрес или адрес электронной почты, на который будет выслан ответ на обращение.
- Текст жалобы. Сначала прописывается фабула – небольшая часть текста с кратким описанием того, что произошло. Далее идет основная часть – подробно описывается проблема, по причине которой составляется юридическая жалоба.
- Меры, которые необходимо принять, чтобы устранить причину подачи обращения.
- Личная подпись.
- Дата составления.
В основном тексте максимально подробно указываются все фактические обстоятельства с привидением фактов и доказательств. Если есть фотографии или подтверждающие документы, их копии прикладываются к обращению. Каких-либо требований к фотографиям нет. Также следует обратить внимание, что составление жалобы не предусматривает соблюдение технических параметров – шрифт, межстрочный интервал, определенное расположение реквизитов.
По соответствующей возможности в тексте указываются ссылки на законы, подзаконные акты. Они уместны в том случае, если отправитель уверен в их актуальности. В случае ошибки жалоба может быть отклонена.
Что нельзя указывать в жалобе
Текст не должен содержать нецензурных выражений, оскорблений, абстрактных или эмоциональных формулировок. Из содержания должно быть понятно, чего именно требует заявитель и какие меры необходимо предпринять по результатам рассмотрения обращения. Большое количество вопросительных или восклицательных знаков – так же лишнее. При составлении обращения нужно стараться сдерживать максимально нейтральный стиль.
В каких случаях откажут в рассмотрении жалобы
Если отправитель многократно пишет одно и то же, без каких-либо новых фактов или обстоятельств, чиновник прекратит переписку. Если жалоба составляется повторно, в ней должна быть информация, которой не было в предыдущем обращении. Анонимные жалобы, без ФИО и подписи отправителя, не будут рассмотрены. Также обращение останется без рассмотрения, если в нем нет обратного адреса, на который следует выслать ответ.
Правильно составить обращение, к примеру, в суд поможет юридическая консультация. Это повысит шансы на то, что оно будет рассмотрено и удовлетворено с первого раза, без длительной переписки с адресатом.