ВС РФ защитил «опоздавшего» наследника
Ирина и Алексей Луневы состояли в зарегистрированном браке с 1985 по 2003 г. и с 2005 по 2014 г. За это время пара приобрела квартиру, каждому из супругов досталось по 1/2 доли в праве на нее.
После смерти Луневой 1/2 доли на квартиру перешли по завещанию к ее племяннице Марии Барановой. Алексей Лунев с этим не согласился, указав, что 1/4 доли должна принадлежать ему, поскольку на момент смерти супруги он являлся нетрудоспособным. Мужчина отметил, что не обращался к нотариусу по причине своей инвалидности, но фактически принял наследство.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, посчитав, что наследник пропустил все сроки, а Верховный Суд РФ увидел ситуацию по-другому. Он напомнил, что о фактическом принятии наследства могут свидетельствовать следующие действия:
- вселение наследника в квартиру или проживание в ней;
- подача заявления о защите своих наследственных прав;
- обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя;
- оплата коммунальных услуг;
- совершение иных действий по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Суды не учли, что из-за онкологического заболевания Лунев не мог обратиться к нотариусу с соответствующим заявлением. Однако он предпринял действия, направленные на фактическое принятие наследства: мужчина жил в квартире и оплачивал коммунальные счета.
С учетом этих замечаний дело необходимо пересмотреть.